Решение о написании статьи посвящённой теме «Управление знаниями в корпоративных структурах» было обусловлено, в первую очередь, накопленным в ходе реализации проектов опытом наших специалистов, так как управление знаниями (УЗ) затрагивает почти все аспекты коммерческой деятельности, в том числе и информационную безопасность (ИБ).
Знания в корпоративных структурах – это самостоятельный, нематериальный актив, который имеет собственную оценку. В зависимости от бизнес-модели компании, уровня зрелости бизнес-процессов и развития ИТ-инфраструктуры, актив компании, в виде знаний, может являться ключевым.
Именно поэтому, компании, желающие найти новые точки роста своего бизнеса в условиях высокой изменчивости бизнес-среды и нехватки ресурсов, в том числе трудовых, должны уметь оперативно использовать корпоративные знания, а также обеспечить соответствующую защиту информационных активов.
Часть 1. Компоненты системы управления знаниями
Управление знаниями (УЗ) – комбинация отдельных аспектов управления персоналом, инновационного и коммуникационного менеджмента, а также использования информационных технологий в управлении организацией, проще говоря, УЗ – это сплав различных дисциплин, разнообразных подходов и концепций.
Для идентификации основных компонент системы управления знаниями (СУЗ), помимо собственного опыта, нами были исследованы отечественные и западные методики и концепции, например, «Know-Net», Европейский сборник лучших практик по управлению знаниями (European Guide to good Practice in Knowledge Management) и пр.
Выделены следующие основные компоненты СУЗ:
1. Культура знаний. Компании должны обеспечить культурную среду, которая бы способствовала обмену знаниями между сотрудниками. Процесс обмена знаниями определяется деятельностью руководства – только руководство может создать среду, поддерживающую обмен знаниями и устранить существующие культурные барьеры. Создание эффективной культуры знаний включает осознание важности роли человека, как носителя знаний, и создание в человеке заинтересованности в обмене знаниями. Культура знаний должна находить свое отражение, прежде всего в корпоративной культуре, мотивации персонала, стратегии, миссии и видении компании. Должна быть выработана стратегия управления знаниями, которая включает в себя цели и задачи, связанные с бизнес-стратегией. Культура знаний требует, как макроуправления (политика и программы, охватывающие всю организацию), так и микроуправления (учет субкультур и индивидуальных различий). Чтобы знание создавалось и применялось, оно должно передаваться и совместно использоваться, а это в значительной мере зависит от характера отношений между индивидуумами и группами.
2. Процессы управления знаниями. Общая структура и бизнес-процессы компании определяют организацию процессов управления знаниями, распределение ролей и обязанностей. В общем случае выделяем шесть основных процессов УЗ и два вспомогательных.
Основные процессы УЗ:
Данные процессы управления знаниями лежат в основе жизненного цикла знаний.
Вспомогательные процессы УЗ:
Задачи, решаемые в ходе выполнения основных процессов УЗ:
3. ИТ-системы. В число основных систем, поддерживающих процессы УЗ, входят:
4. Обучение, проверка знаний и осведомленность. Процессы обучения и повышения осведомленности персонала вынесены в отдельный компонент СУЗ, так как являются наиболее важными при формировании новых знаний, в том числе неявных, участвуют в распространении знаний, определении потребностей компании в знаниях, а также очень сильно влияют на корпоративную культуру. К данному компоненту СУЗ в частности относится:
Компоненты УЗ при взаимодействии образуют систему управления знаниями, которую схематично можно представить следующим образом:
Таким образом, под системой управления знаниями будем понимать совокупность выделенных компонентов: культура знаний, процессы управления знаниями, ИТ-системы, обучение и повышение осведомленности.