Блог
17.09.2020
21.06.2019
24.12.2018
19.08.2016
24.05.2016
14.08.2015
15.05.2015
16.04.2015
27.03.2015
20.11.2014
13.11.2014
Управление знаниями в корпоративных структурах. Часть 1 - Компоненты системы управления знаниями

Решение о написании статьи посвящённой теме «Управление знаниями в корпоративных структурах» было обусловлено, в первую очередь, накопленным в ходе реализации проектов опытом наших специалистов, так как управление знаниями (УЗ) затрагивает почти все аспекты коммерческой деятельности, в том числе и информационную безопасность (ИБ).

Знания в корпоративных структурах – это самостоятельный, нематериальный актив, который имеет собственную оценку. В зависимости от бизнес-модели компании, уровня зрелости бизнес-процессов и развития ИТ-инфраструктуры, актив компании, в виде знаний, может являться ключевым.

Именно поэтому, компании, желающие найти новые точки роста своего бизнеса в условиях высокой изменчивости бизнес-среды и нехватки ресурсов, в том числе трудовых, должны уметь оперативно использовать корпоративные знания, а также обеспечить соответствующую защиту информационных активов.

 

Часть 1. Компоненты системы управления знаниями

Управление знаниями (УЗ) – комбинация отдельных аспектов управления персоналом, инновационного и коммуникационного менеджмента, а также использования информационных технологий в управлении организацией, проще говоря, УЗ – это сплав различных дисциплин, разнообразных подходов и концепций.

Для идентификации основных компонент системы управления знаниями (СУЗ), помимо собственного опыта, нами были исследованы отечественные и западные методики и концепции, например, «Know-Net», Европейский сборник лучших практик по управлению знаниями (European Guide to good Practice in Knowledge Management) и пр.

Выделены следующие основные компоненты СУЗ:

1. Культура знаний.  Компании должны обеспечить культурную среду, которая бы способствовала обмену знаниями между сотрудниками. Процесс обмена знаниями определяется деятельностью руководства – только руководство может создать среду, поддерживающую обмен знаниями и устранить существующие культурные барьеры. Создание эффективной культуры знаний включает осознание важности роли человека, как носителя знаний, и создание в человеке заинтересованности в обмене знаниями. Культура знаний должна находить свое отражение, прежде всего в корпоративной культуре, мотивации персонала, стратегии, миссии и видении компании. Должна быть выработана стратегия управления знаниями, которая включает в себя цели и задачи, связанные с бизнес-стратегией. Культура знаний требует, как макроуправления (политика и программы, охватывающие всю организацию), так и микроуправления (учет субкультур и индивидуальных различий). Чтобы знание создавалось и применялось, оно должно передаваться и совместно использоваться, а это в значительной мере зависит от характера отношений между индивидуумами и группами.

2. Процессы управления знаниями. Общая структура и бизнес-процессы компании определяют организацию процессов управления знаниями, распределение ролей и обязанностей. В общем случае выделяем шесть основных процессов УЗ и два вспомогательных.

 

Основные процессы УЗ:

  • Анализ потребностей компании в знаниях.
  • Идентификация источников знаний.
  • Создание корпоративных знаний.
  • Хранение и систематизация знаний.
  • Распространение и обмен.
  • Использование знаний.

Данные процессы управления знаниями лежат в основе жизненного цикла знаний.

 

Вспомогательные процессы УЗ:

  • Управление рисками.
  • Управление изменениями.

 

 Задачи, решаемые в ходе выполнения основных процессов УЗ:

  • Анализ потребностей: определение стратегии, оценка интеллектуального капитала, анализ потребностей пользователей в знаниях, определение потребности компании в знаниях для выполнения ключевых бизнес-целей.
  • Идентификация источников: идентификация имеющихся формализованных знаний, идентификация имеющихся неформализованных знаний, поиск знаний и осведомленность о их наличии.
  • Создание знаний: извлечение знаний (формализация), приобретение и покупка знаний, усвоение знаний (обучение, повышение осведомленности).
  • Хранение и систематизация знаний: структурирование знаний, представление знаний в требуемой форме, проектирование, внедрение и сопровождение ИТ-систем поддержки процессов УЗ.
  • Распространение и обмен: представление знаний в нужное время и в нужной форме, развитие систем поддержки групп и электронных систем обучения, поддержка процессов повышения осведомленности сотрудников о имеющихся знаниях.
  • Использование знаний: создание ценностей на основе полученных знаний, создание структур и методов на основе повторного использования знаний.

 

3. ИТ-системы. В число основных систем, поддерживающих процессы УЗ, входят:

  • Системы исследования данных и текстов (Data mining, Text Mining) – распознавание образов, выделение значимых закономерностей из данных, находящихся в хранилищах или входных / выходных потоках. Эти методы основываются на статистическом моделировании, нейронных сетях, генетических алгоритмах, как правило, работают с «сырыми» данными.
  • Системы управления контентом (Enterprise Content Management Systems) – системы электронного документооборота, а также корпоративные порталы. Осуществляют хранение, архивирование, индексирование, распространение, разметку и публикацию контента.
  • Средства для организации совместной работы (Collaboration) – технологии групповой работы, синхронные и асинхронные конференции, системы анкетирования и проведения опросов, корпоративные социальные сети.
  • Корпоративные порталы знаний и базы знаний (Knowledge Base) – хранение, структурирование и распространение знаний.
  • Средства, поддерживающие принятие решений при работе с неявными знаниями (как правило, это знания экспертов и специалистов, полученные вместе с опытом) – системы, поддерживающие дискуссионные группы, мозговой штурм.
  • Системы Business intelligence (BI), витрины данных – системы, способные структурировать информацию из нескольких источников данных.
  • Система управления обучением и проверки знаний (Learning Management System).

 

4. Обучение, проверка знаний и осведомленность. Процессы обучения и повышения осведомленности персонала вынесены в отдельный компонент СУЗ, так как являются наиболее важными при формировании новых знаний, в том числе неявных, участвуют в распространении знаний, определении потребностей компании в знаниях, а также очень сильно влияют на корпоративную культуру. К данному компоненту СУЗ в частности относится:

  • Создание сообществ и профессиональных групп.
  • Тренинги.
  • Персональное обучение.
  • Ротация кадров.
  • Конференции, форумы, семинары.
  • Командные мероприятия (team building).
  • Дистанционное обучение и пр.
  • Повышение осведомленности персонала по действующим стандартам компании.

 

Компоненты УЗ при взаимодействии образуют систему управления знаниями, которую схематично можно представить следующим образом:

 

Таким образом, под системой управления знаниями будем понимать совокупность выделенных компонентов: культура знаний, процессы управления знаниями, ИТ-системы, обучение и повышение осведомленности.